От качества тормозов зависит безопасность эксплуатации любого транспортного средства. При износе компонентов владельцу автомобиля необходимо корректно подобрать комплектующие. В рейтинг тормозных дисков вошла продукция от нескольких азиатских и европейских производителей, отличающаяся хорошим качеством изготовления.
- Общая информация о тормозных дисках
- Как узнать, когда нужна замена дисков
- Критерии выбора: на что обратить внимание
- Последствия неправильного выбора
- Популярные фирмы-производители
- Рейтинг бюджетных тормозных дисков
- Nipparts
- NIBK
- Ferodo
- Avantech
- Bosch
- Диски средней ценовой категории
- Blue Print
- Brembo
- Valeo
- Lucas (TRW)
- Masuma
- Schneider
- Лучшие диски премиум-класса
- Fremax
- EBC
- ATE
- Otto Zimmermann
- DBA
- Какие тормозные диски лучше поставить: советы и рекомендации
- Как не купить подделку
Общая информация о тормозных дисках
В конструкции системы снижения скорости используются стальные диски (сплошные или с перфорацией для улучшенного охлаждения), закрепленные на ступице. К боковой поверхности прижимаются колодки, в процессе работы компоненты изнашиваются.
Как узнать, когда нужна замена дисков
Основные признаки износа дисков:
- провал педали тормоза при нажатии;
- появление вибраций или рывков при торможении;
- посторонние звуки при нажатии на педаль (скрип, свист или скрежет).
Перечисленные симптомы могут указывать на чрезмерный износ колодок или заклинивание суппорта на направляющих. Для проверки следует снять колесо и определить остаточную толщину диска. Допустимые данные указываются в инструкции по обслуживанию и зависят от модели автомобиля. Например, на Lada Vesta минимальная толщина составляет 19,8 мм, а на VW Passat B7 – 22 мм.
Применение изношенного элемента приводит к повреждению сальников тормозных цилиндров или разрушению диска при резком снижении скорости.
Критерии выбора: на что обратить внимание
При подборе дисков следует учитывать:
- соответствие габаритов требованиям завода, изготовившего автомобиль;
- особенности управления (спокойный или спортивный стиль);
- соответствие твердости материалов диска и колодок.
Важным критерием при подборе является качество материала дисков. Нарушение технологического процесса или использование некондиционного сырья приводит к образованию пор и трещин в структуре металла. При повышенной нагрузке или движении с большой скоростью диск может разорвать, что станет причиной аварии. Крупные производители комплектующих используют материалы надлежащего качества, их продукция соответствует международным стандартам, а технологический процесс предусматривает этапы промежуточного контроля (выборочного или сплошного).
Последствия неправильного выбора
При некорректном подборе деталей тормозной системы владелец машины столкнется с:
- невозможностью установки диска на ступицу;
- проблемами со сборкой суппорта или монтажом колеса;
- ускоренным износом колодок или повреждением суппорта либо направляющих;
- дополнительными затратами на приобретение нового комплекта дисков.
Популярные фирмы-производители
В рейтинг крупных поставщиков дисков для тормозных систем попали:
- Немецкий концерн Bosch, в состав которого входит несколько десятков подразделений, разрабатывающих и выпускающих бытовую технику, промышленные установки и автомобильные комплектующие.
- Американская компания Ferodo (составная часть группы Federal-Mogul Corporation), являющаяся основоположником технологии производства тормозных колодок.
- Нидерландский упаковщик Nipparts, работающий с подрядчиками из Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Восточной Европы.
- Японский производитель NIBK, вышедший на рынок в 1998 г. и предлагающий качественную продукцию при сохранении средней цены.
- Итальянский поставщик Brembo, производящий компоненты тормозных контуров для гражданских и спортивных автомобилей, а также грузового транспорта.
- Французский концерн Valeo, состоящий из нескольких подразделений, которые выпускают электронные и механические компоненты для автомобилей.
- Немецкий производитель ATE, предлагающий диски разного назначения и обеспечивающий повышенное качество изготовления.
- Группа Lucas-TRW, которой принадлежит бренд Girling, предлагающая диски для спортивных машин, коммерческой техники и легковых автомобилей.
Рейтинг бюджетных тормозных дисков
Рейтинг открывают изготовители дисков бюджетной категории. Снижение себестоимости производства достигается расположением производственных площадок в Китае и прочих странах Юго-Восточной Азии. Изделия не отличаются высоким ресурсом, но хорошо подходят для быстрого ремонта автомобиля и обеспечивают короткий тормозной путь. В обзоре указаны минимальные цены (по состоянию на лето 2022 г.) без учета модели транспортных средств, для которых предназначены диски.
В таблице в качестве примера приведена стоимость дисков для Mercedes Benz W124 от нескольких брендов:
Производитель | Артикул | Цена, тыс. руб. |
Daimler AG (оригинал) | 1244211612 | 8,5 |
Brembo | 09.4869.34 | 2,4 |
Bosch | 0.986.478.186 | 2,4 |
ATE | 24.0122-0123.1 | 2,3 |
Otto Zimmermann | 400.1405.52 | 5,8 |
TRW | DF–1585 | 2,0 |
Nipparts
Нидерландский бренд является переупаковщиком и не имеет собственных производственных мощностей. Повышенные требования к качеству дисков обеспечивают стабильность характеристик. Детали проходят цикл балансировки для снижения вибраций, на их поверхность нанесен слой консерванта. Предлагается только стандартная серия дисков из чугуна.
Предусмотрена продукция для тормозных механизмов легковых автомобилей и внедорожников.
Преимущества:
- невысокая цена (от 1,8 тыс. руб. за диск);
- распространенность на рынке запчастей;
- отсутствие подделок.
Недостатки:
- качество продукции зависит от поставщика запасных частей;
- средний срок службы;
- наличие комплектующих в основном для автомобилей азиатского производства.
NIBK
Японский бренд NIBK является новичком на рынке автомобильных запасных частей. Диски для тормозных контуров проходят цикл статической и динамической балансировки, снижающей уровень вибраций. Стандартная серия имеет ступичную часть с покрытием черной эмалью. Детали из линейки Cross с прорезями и перфорацией отличаются фиолетовой отделкой центральной части. Изделия рассчитаны на машины азиатских, европейских и американских концернов. Для изготовления применяется чугун с высокой долей углерода, повышающего износоустойчивость.
Преимущества:
- ассортимент продукции;
- доступная цена (от 1,85 тыс. руб.);
- устойчивость к абразивному износу.
Недостатки:
- деформация при повышенных нагрузках;
- слабая устойчивость к коррозии;
- большое количество подделок.
Ferodo
Компания Ferodo производит компоненты тормозных контуров на протяжении 100 лет. Наличие собственного гоночного трека позволяет отрабатывать технологии изготовления и внедрять новые материалы с повышенной износостойкостью. Образцы проходят цикл статических испытаний, максимальная эффективность торможения достигается при использовании колодок марки Ferodo. Компания предлагает диски для 98% европейских моделей. На поверхность деталей наносится покрытие COAT+, обеспечивающее длительную защиту от коррозии.
Преимущества:
- устойчивость к образованию очагов ржавчины;
- стоимость, начинающаяся от 1,2 тыс. руб.;
- развитая дилерская сеть в РФ.
Недостатки:
- плавающее качество, зависящее от места производства;
- невысокая устойчивость к перегревам;
- средний ресурс.
Avantech
Южнокорейская компания Avantech является партнером автомобильного концерна Mitsubishi Motors и выпускает диски на заводе, расположенном в Южной Америке. В производственную гамму входят около 250 артикулов, запасные части рассчитаны на машины японского, корейского, американского и европейского изготовления. Оригинальная технология обработки рабочих поверхностей снижает время притирки.
Детали устойчивы к деформации и не разрушаются при циклических перегревах, для изготовления используется серый чугун с повышенной концентрацией углерода.
Преимущества:
- стабильность характеристик торможения;
- ассортимент и цена, стартующая от 1,9 тыс. руб.;
- небольшой уровень вибраций и шума при работе.
Недостатки:
- ограниченный ассортимент;
- отсутствие серии для интенсивной эксплуатации;
- быстрое истирание поверхности стандартными колодками.
Bosch
Немецкий концерн включает в себя подразделение, выпускающее автомобильные комплектующие. Детали идут на конвейеры и на вторичный рынок. Стандартная серия производится по технологии литья из чугуна с последующей механической обработкой и нанесением антикоррозионного покрытия. Существуют улучшенные диски с дополнительной перфорацией на рабочих поверхностях. Ряды отверстий обеспечивают интенсивную вентиляцию и быстрое снижение температуры после жесткого торможения.
Точное соответствие геометрических размеров упрощает процесс монтажа.
Преимущества:
- широкая дилерская сеть на территории РФ;
- стабильное качество производства;
- доступность (диск стоит от 1,4 тыс. руб.).
Недостатки:
- большое количество подделок;
- попадаются бракованные партии (компания Bosch размещает заказы на производство, но сама не обладает станочным парком для изготовления дисков);
- низкая стойкость к коррозии.
Диски средней ценовой категории
В рейтинг вошла продукция нескольких европейских производителей. Компании являются поставщиками комплектующих на автомобильные заводы и активно предлагают диски на рынке запасных частей. Детали отличаются хорошим качеством изготовления и рассчитаны на длительную эксплуатацию. Ряд компаний предлагает специальные серии дисков, оснащенных дополнительными каналами для вентиляции или изготовленных из материалов с повышенной твердостью.
Blue Print
Компания Blue Print входит в перечень крупнейших упаковщиков автомобильных компонентов и принадлежит группе Bilstein Group. Предлагает комплектующие, изготовленные на заводах в Юго-Восточной Азии или в Восточной Европе. Повышенные требования к качеству продукции предотвращают попадание в коробки с маркировкой Blue Print деталей, не соответствующих модели машины. Диски выполнены из чугуна. Аккуратная механическая обработка и соответствие заводским габаритам упрощают процесс монтажа.
Преимущества:
- расширенный ассортимент;
- неплохое качество изготовления;
- стоимость, начинающаяся от 1,4 тыс. руб.
Недостатки:
- в набор не входят крепежные детали;
- в производственной программе есть диски не для всех марок автомобилей;
- средняя износостойкость, рабочие поверхности быстро истираются при использовании керамических колодок или движении по грязным дорогам.
Brembo
Итальянский производитель тормозных систем является поставщиком для гоночной команды Ferrari и ряда крупных автомобильных концернов. Диски отгружаются под марками Brembo, AP или Bresco. Детали покрыты специальным ультрафиолетовым слоем, защищающим металл от контакта с влагой. Для вентиляции используется оригинальная запатентованная система PVT, повышающая стойкость дисков к термическим разрушениям на 40%.
Предлагаются комплектующие из композитных материалов, линейка Brembo XTA ориентирована на эксплуатацию в жестких условиях. Цена – от 1,3 тыс. руб.
Преимущества:
- высокое качество изготовления;
- стабильность характеристик торможения.
Недостатки:
- риск приобретения контрафактной продукции;
- высокая цена комплектующих, относящихся к премиальной серии;
- бюджетная линейка склонна к перегреву с потерей тормозных характеристик.
Valeo
Французский поставщик автомобильных комплектующих работает с 1923 г. Предприятие отгружает продукцию на конвейеры, а часть компонентов реализует на рынке запасных деталей. Диски для тормозов соответствуют стандарту ECE R90, допуск на механическую обработку составляет 15 микрон. Для производства используется чугун с повышенным содержанием углерода, имеющий твердость от 220 Бринель. В линейку продукции входит более 600 артикулов, закрывающих около 94% моделей европейского автомобильного парка. Цена – от 1,3 тыс. руб.
Преимущества:
- высокое качество изготовления, обеспечивающее торможение без вибрации и шума;
- увеличенный срок эксплуатации.
Недостатки:
- отсутствие продукции для автомобилей российского производства;
- в наборе нет крепежных деталей;
- не предусмотрено лакокрасочное покрытие для защиты от коррозии.
Lucas (TRW)
Британский производитель Lucas Industries существует с 1872 г. и является одним из пионеров в области разработки тормозных систем. С 1996 г. компания вошла в состав североамериканской корпорации Varity, которой принадлежит бренд TRW. Предприятие поставляет комплектующие на конвейеры европейских и американских автомобильных заводов, в также занимается производством запасных частей. Выпускаемые тормозные диски рассчитаны на 98% моделей, встречающихся в Европе. Помимо стандартной линейки, предлагаются комплектующие из высокоуглеродистой стали.
В состав комплектов под брендом TRW входят крепежные винты, которые часто повреждаются при проведении ремонта. При производстве комплектующих используется серый ударопрочный чугун марки GG20 или сталь GG15HC. Изготовитель предъявляет повышенные требования к качеству обработки поверхностей. Осевое биение деталей не превышает 0,03 мм, что исключает вибрации на педали тормоза.
Для части автомобилей предлагаются детали с интегрированным кольцом для датчика ABS или установленными в заводских условиях ступичными подшипниками.
Цена – от 1,3 тыс. руб.
Преимущества:
- высокая износостойкость;
- стабильность геометрических параметров при нагреве.
Недостатки:
- коррозия поверхностей, не очищающихся колодками;
- посторонние звуки при использовании колодок с повышенной твердостью;
- отмечены случаи поставки бракованных партий деталей.
Masuma
Бренд Masuma заявлен как японский, но фирма занимается упаковкой и продажей комплектующих китайского производства.
Компания предъявляет повышенные требования к качеству деталей, проводя выборочное тестирование заготовок из каждой партии. Используемый при производстве металл проверяется в лаборатории на предмет соответствия заявленным характеристикам. Процедура анализа удовлетворяет стандартам TUV, ABE, KF2–GVO 1400/2000, TS16949, ISO 9001:2000 и внутренним нормативам Masuma.
Стоимость – от 1,25 тыс. руб.
Преимущества:
- наличие на поверхности антикоррозионного покрытия, не содержащего нефтепродукты;
- повышенная стойкость к абразивному истиранию.
Недостатки:
- плохая устойчивость к резким перепадам температуры;
- повышенный износ при использовании колодок с керамической пылью;
- отмечены случаи несоответствия геометрических размеров заявленным параметрам.
Schneider
Бренд Schnieder принадлежит компании S.T.G. Spartech Germany GmbH с немецкой регистрацией, но производственные мощности находятся в Китае. Выпуск компонентов тормозных систем начат в 1998 г., имеются стандартные по конструкции комплектующие и диски с перфорацией для интенсивного охлаждения. Производство сертифицировано в соответствии с требованиями ISO/TS, компания предлагает продукцию для легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей.
На упаковке с оригинальной полиграфией предусмотрены защитные голографические этикетки.
Преимущества:
- невысокая цена комплектующих (начинается от 1,1 тыс. руб.);
- широкий ассортимент предлагаемой продукции;
- соответствие геометрических размеров оригинальным деталям.
Недостатки:
- среднее качество изготовления;
- слабая антикоррозионная защита;
- посредственные тормозные характеристики в холодном состоянии.
Лучшие диски премиум-класса
В категорию премиальной продукции вошли несколько производителей из Европы, Южной Америки и стран Океании. Детали предназначены для автомобилей импортного изготовления, выпущенных с середины 70-х гг. прошлого века. Комплектующие отличаются увеличенным ресурсом, производители предусматривают специальные серии с улучшенным охлаждением и повышенной стойкостью к абразивному износу.
Fremax
Марка принадлежит бразильской компании Jofund S.A, комплектующие идут на конвейеры заводов ряда автомобильных концернов, производящих продукцию для рынка Южной Америки. Запчасти выпускаются в соответствии со стандартами ECE R90, ISO 9001 и ISO-TS 16949. Для защиты деталей при хранении и транспортировке используется оригинальная цилиндрическая упаковка. Имеется защитная наклейка, открыть коробку без нарушения целостности этикетки невозможно. Перед монтажом не требуется очистка рабочей поверхности от консервационного слоя.
Цена начинается от 2 тыс. руб. за диск и 3,5 тыс. руб. за комплект.
Преимущества:
- отсутствие подделок;
- оригинальная упаковка, предохраняющая детали от коррозии.
Недостатки:
- небольшой ассортимент;
- длительный срок поставки;
- отсутствие поддержки со стороны изготовителя.
EBC
Компания EBC Brakes была зарегистрирована на территории Великобритании в конце 70-х гг. прошлого века, предприятие специализируется на производстве компонентов для тормозных систем, которые идут на рынок запасных частей. Доступны линейки Standart (соответствуют заводской продукции), Ultimax (отличаются насечками на рабочей поверхности для повышения эффективности работы) и TurboGroove (с улучшенной системой вентиляции и охлаждения).
С 2011 г. предлагается серия Blade Sport Disk, изготовленная из стали с повышенным содержанием углерода.
Преимущества:
- наличие запчастей для большого количества моделей;
- медленный износ (при использовании соответствующих колодок);
- стабильность характеристик.
Недостатки:
- качество зависит от места изготовления и партии;
- слабая гарантийная поддержка со стороны изготовителя;
- длительный срок поставки комплектующих и повышенная цена (около 3 тыс. руб. за 1 ед.).
ATE
Немецкий бренд является официальным поставщиком на конвейеры многих автомобильных заводов, а также отгружает продукцию на рынок запасных частей. Предлагает стандартные детали и изделия с улучшенными характеристиками, рассчитанные на агрессивный стиль управления. Спортивные модификации выдерживают нагрев до +800°С без риска коробления и нарушения прочности структуры.
Вентиляционные прорези обеспечивают интенсивное охлаждение, поверхность деталей покрыта слоем транспортировочной грунтовки для защиты от коррозии.
Преимущества:
- высокое качество механической обработки;
- цена бюджетной линейки от 1,3 тыс. руб.;
- медленный износ при условии исправных суппортов.
Недостатки:
- коррозия торцевых и ступичных кромок;
- при торможении возможен легкий свист.
Otto Zimmermann
Немецкий бренд поставляет продукцию серий Standard, Sport и Fusion Z. Имеются диски для легкого коммерческого транспорта, предлагаются комплекты для восстановления тормозных механизмов, в которые входят все необходимые детали. Производитель выпустил отдельную линейку Coat Z с антикоррозионным покрытием. Благодаря защите от ржавчины изделия имеют привлекательный облик, перед началом эксплуатации не требуется зачистка поверхностей.
Преимущества:
- большой ассортимент (на лето 2022 г. в каталоге присутствует более 1 тыс. артикулов);
- наличие региональных складов на территории РФ;
- несколько линеек продукции, различающихся характеристиками и ценой.
Недостатки:
- нестабильное качество изготовления;
- повышенная стоимость (от 2 до 20 тыс. руб. за 1 шт.);
- риск приобретения контрафактной продукции.
DBA
Австралийская компания использует при производстве продукции оригинальную технологию Kangaroo Paw, улучшающую охлаждение. Внутри тела диска выполнены перегородки, направляющие потоки воздуха для отвода избыточного тепла. При вращении внутри образуются циркулирующие вихри, предотвращающие попадание грязи в каналы. По тестам производителя, эффективность работы дисков с системой Kangaroo Paw на 20% выше, чем при использовании стандартных вентилируемых элементов. Снижение температурных нагрузок положительно сказывается на ресурсе.
Для стандартных условий эксплуатации предлагается линейка Street Standart с рабочей поверхностью без насечек. Для любителей быстрой езды с резкими остановками создана серия Street T2 с канавками. Существует линейка Street X Gold с декоративным лакокрасочным покрытием и перфорацией. В производственную линейку входят изделия для иномарок, российские автомобили в каталоге отсутствуют. Цена продукции начинается от 3 тыс. руб. за стандартный диск.
Преимущества:
- равномерный износ поверхностей;
- сниженный риск коробления;
- насечки на рабочей части обеспечивают отвод грязи с поверхности колодок.
Недостатки:
- нестабильное качество из-за вывода производства на территорию стран Юго-Восточной Азии;
- отсутствие деталей в наличии и на региональном складе;
- слабая гарантийная поддержка.
Какие тормозные диски лучше поставить: советы и рекомендации
При подборе комплектующих следует учитывать:
- Габариты детали, которые должны соответствовать требованиям производителя. Например, на Kia Ceed в базовом оснащении установлены механизмы с уменьшенным диаметром тормозного диска. При монтаже детали от улучшенной комплектации, отличающейся размером, не удастся надеть штатные колеса. Шайбы должны точно соответствовать расположению шпилек и крепежного отверстия на ступице, использовать переходные пластины категорически запрещено.
- Стиль управления. Сторонникам спокойного передвижения подойдут стандартные диски без дополнительных насечек или перфорации. Детали с улучшенным охлаждением ориентированы на любителей спортивного стиля. Тормозные механизмы гражданских автомобилей не рассчитаны на высокие нагрузки, улучшить характеристики простой заменой дисков или колодок невозможно.
- Производителя продукции. Изделия мелких заводов подойдут для установки на автомобиль перед продажей, но для обеспечения надежной работы тормозных контуров следует ставить детали, максимально соответствующие оригинальным. Оптимальным решением станет покупка компонентов от производителя, являющегося официальным поставщиком на конвейер. Например, на машинах марки Volkswagen используются детали TRW, а компания Hyundai-KIA устанавливает комплектующие Sangsin.
Как не купить подделку
Рекомендации по покупке комплектующих:
- Приобретать запчасти следует в крупных сетевых магазинах, которые предъявляют повышенные требования к поставщикам комплектующих и не пропускают контрафакт.
- Перед оплатой следует осмотреть детали и убедиться в отсутствии дефектов. На упаковке должна присутствовать информация о производителе, плохая полиграфия или ошибки в описании должны насторожить покупателя. Изготовители наносят на тело диска маркировку (лазером или гравировальным инструментом) с указанием основных технических параметров. Детали без надписи чаще всего являются поддельными. Часть производителей использует дополнительные методы защиты, наклеивая голографические этикетки с серийным номером.
При покупке следует учитывать цену, качественные изделия из крупных поставщиков имеют стоимость в 1,5-2 раза выше, чем продукция мелких заводов. Экономия на компонентах тормозной системы недопустима, поскольку детали обеспечивают безопасность эксплуатации автомобиля.